В пятницу, 13 сентября 2024 года, Правительство Российской Федерации приняло постановление, в соответствии с которым с 1 октября вводятся новые ставки утилизационного сбора на автомобили, ввозимые и эксплуатируемые на территории России. Эти изменения значительно повлияют на стоимость автомобилей, как импортных, так и отечественных. Давайте разберем, что это означает для покупателей и производителей автомобилей в России.

Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор был введен в России как часть обязательств, взятых страной при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из условий членства России стало постепенное снижение таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Взамен Россия получила аналогичные торговые льготы от других стран ВТО. Чтобы защитить отечественный автопром от наплыва импортных автомобилей, правительство России ввело утилизационный сбор, который не противоречит правилам ВТО.

Сбор взимается с каждого автомобиля, который вводится в эксплуатацию на территории России, независимо от того, новый это автомобиль или подержанный, произведенный внутри страны или импортированный. Однако реальная задача этого сбора — защита российских автозаводов, так как для них государство компенсирует уплаченный сбор, что делает его практически бесплатным. В то время как на импортируемые автомобили сбор налагается в полном объеме, что существенно увеличивает их конечную цену для покупателей.

Примечательно, что размер утилизационного сбора рассчитывается не по фактическим затратам на переработку автомобиля, а по объему его двигателя. Чем больше двигатель, тем выше размер сбора. Для физических лиц предусмотрены льготные ставки, что позволяет им несколько сэкономить на покупке автомобилей для личного пользования.

Как изменится утилизационный сбор с 1 октября
С 1 октября 2024 года ставки утилизационного сбора на бензиновые и дизельные автомобили значительно возрастут. Согласно данным Минпромторга, сборы увеличатся на 70-85%. Это не последнее повышение — уже с 1 января 2025 года ставки вырастут еще на 10-20%, и такое ежегодное увеличение будет продолжаться вплоть до 2030 года.

Для иллюстрации рассмотрим популярную модель Toyota Camry с двигателем объемом от 3 до 3,5 литра. В настоящее время за ввоз такой машины в Россию необходимо уплатить утилизационный сбор в размере 844 800 рублей, не считая таможенных пошлин и других расходов. С 1 октября 2024 года утильсбор для этого автомобиля вырастет до 1 562 800 рублей, что увеличит его стоимость на 718 000 рублей. В результате итоговая цена автомобиля вырастет примерно на 15%, если учитывать текущую розничную цену в 5 миллионов рублей.

Автомобили, которые не подорожают с 1 октября
Несмотря на резкое повышение ставок для бензиновых и дизельных автомобилей, правительство решило сохранить прежний уровень утилизационного сбора для электромобилей и подзаряжаемых гибридов до конца 2024 года. На данный момент для этих типов машин сбор составляет всего 32 600 рублей. Это решение объясняется тем, что серийное производство электромобилей в России еще не достигло достаточного объема, чтобы облагаться высокими ставками сбора.

Однако уже с 1 января 2025 года сбор на электромобили и гибриды также начнет расти, и к этому времени он составит уже 667 400 рублей. Такое резкое увеличение повлияет на цену всех электромобилей, в том числе и тех, которые ввозятся из-за рубежа. Данное повышение ставок станет первым шагом к ежегодной индексации, которая затронет и эту категорию автомобилей.

Кто больше всего пострадает от повышения ставок
Основной удар от повышения ставок утилизационного сбора примут на себя официальные дилеры, которые ввозят автомобили в Россию для продажи. Это так называемые официальные автомобили от производителей, у которых есть представительства в России, и на которые распространяется гарантийное обслуживание. Таких моделей электромобилей и гибридов на рынке сейчас около десяти, и несколько новых планируется представить в ближайшем будущем.

Кроме того, подорожают автомобили, ввозимые по параллельному импорту. Дилеры, завозя автомобили из-за рубежа, также вынуждены будут платить увеличенные ставки утилизационного сбора, что отразится на конечной цене для потребителей.

Не останется в стороне и отечественный автопром. Хотя правительство компенсирует утилизационный сбор для российских заводов, эта компенсация не всегда выплачивается в полном объеме, а зависит от уровня локализации производства. Таким образом, даже российские электромобили могут подорожать в случае недостаточного уровня локализации.

Как сэкономить на утилизационном сборе
Для физических лиц, которые покупают автомобили для личного пользования, сохраняется льготная ставка утилизационного сбора. На данный момент она составляет всего 3 400 рублей за новый автомобиль и 5 200 рублей за автомобиль старше трех лет. Это многократно меньше, чем ставки, предусмотренные для юридических лиц, и может помочь существенно сэкономить при ввозе автомобиля.

Компания ZakazAuto Vplus предлагает услуги по ввозу автомобилей для личного пользования по льготной схеме. Если вы готовы отказаться от покупки автомобиля из наличия в России и предпочитаете привезти машину напрямую из-за рубежа, мы поможем вам сэкономить на утилизационном сборе, оформляя автомобиль на физическое лицо с минимальными расходами.

Процесс покупки выглядит так: автомобиль приобретается за границей, затем оформляется на физическое лицо, после чего поставляется в Россию уже с уплаченным льготным утильсбором. Все документы оформляются надлежащим образом, и автомобиль передается владельцу со всеми необходимыми бумагами.

Однако стоит учитывать, что в последние годы правительство ужесточает требования к ввозу автомобилей физическими лицами. Сейчас льготная ставка действует только в том случае, если автомобиль завозится не более одного раза в год и владеет им владелец не менее 12 месяцев. Также больше нельзя ввозить автомобили через страны Таможенного союза, такие как Киргизия или Белоруссия. Теперь вся таможенная очистка должна производиться на территории России.

Государственная поддержка отечественного автопрома
В тот же день, когда было принято постановление о повышении утильсбора, Министерство промышленности и торговли России объявило о выделении дополнительных 6,5 миллиардов рублей в рамках государственной программы субсидирования покупки отечественных автомобилей в 2024 году. В рамках этой программы можно получить скидку до 925 000 рублей на покупку электромобилей российского производства.

В программу попадают такие модели, как Evolute, калининградский Amber A5 и кроссовер «Москвич 3е». Есть вероятность, что в будущем под действие программы попадет и Lada e-Largus, хотя сроки его выхода на рынок пока остаются под вопросом.

Однако для получения скидки потребуется оформить автокредит, проценты по которому останутся на плечах покупателей. Кроме того, в тот же день, 13 сентября, Центробанк России вновь повысил ключевую ставку, что автоматически приведет к удорожанию автокредитов.

Компания ZakazAuto Vplus готова предложить свои услуги по подбору и ввозу автомобилей по самым выгодным условиям. Мы поможем вам не только сэкономить на утилизационном сборе, но и оформим все необходимые документы, предоставив полный спектр услуг от выбора до доставки машины.